Для чего человек, приходящий в храм на исповедь, сначала поворачивается ко мне задом и наклоняется. Что это значит? Ни один не может объяснить. Просто не все люди далеко ушли от приматов, поэтому у них очень сильный подражательный инстинкт, но одно дело, когда это наблюдается в трёхлетнем ребёнке, а другое дело, когда так поступает человек лет 45-ти. Совершенно неприличная картина. Что ими движет? А они как раз в каком-то монастыре видели, что так монахи делают. Но там же монахи, они живут в монастыре все вместе, всем вместе жить очень трудно. А человек должен понимать, что монахи в монастыре проводят целые дни друг с другом, и между ними возникают недоумения. Поэтому, чтобы отходить ко сну спокойно, они друг у друга просят прощения. Они знают, кто Феогност, кто Феофил, кто Герасим, кто Макарий – все друг друга знают, поэтому очень естественно взять, поклониться, сказать: «Прости, брат». А тут спрашиваю: «Ты этого знаешь?» – «Не знаю» – «Знаешь?» – «Не знаю» – «А что ты?» – «А я прощения прошу». Какое прощение? Ты что, его при входе матом обругал? Какое прощение, что ты ему сделал? Ничего, всё сплошная фантазия. Какие-то глупые ритуалы, за которыми ничего не стоит. Или второй ритуал. Сижу на исповеди, 37-й год уже сижу, подходят люди, иногда четыре в ряд и друг на друга смотрят, кто пойдёт, кто вперёд, каждый перед другим раскланивается. А я? А я сижу, жду, как пенёк. Вы, собственно, друг к другу, что ли, пришли? Что вы там раскланиваетесь? А другой стоит вообще что-то топчется. Ну так и чего? Ладно, я домой пойду. Вот опять, играют в вежливость. Вот интересно, какие христиане прям замечательные! Друг перед другом расшаркиваются, перед незнакомыми людьми, а через священника, которого видят уже 30 лет, переступают, на него вообще наплевать, что он там себе думает, что он там сидит. До него вообще дела нет. Он сидит, ждёт. За это время, пока они раскланивались, можно было двоих поисповедовать, а сейчас придётся на завтра переносить. Это говорит о том, что христианство лубочное, внешнее. Почему? Нет понимания того, что надо. А всё элементарно до предела. Например, человек метёт пол. Цель какая? Поднять пыль наверх, чтоб все чихали, и грязь развести? Или чтоб была чистота? Чтобы тебя похвалили или чтобы действительно было чисто? Какая цель? У христианина всегда должна быть цель. Протоиерей Димитрий Смирнов

Теги других блогов: ритуалы христианство исповедь