Батюшка, Вы говорили: как стать человеку православным – ходи в церковь регулярно, участвуй в службах, молись и станешь православным. – Ну да. – То есть все-таки влияние богослужения… – Нет, это движение самого человека. Ведь просто тупо отстоять два с половиной или три ­­ часа невозможно. Должен обязательно участвовать ум. И вот ум начинает различать сначала одну только молитву «Господи, помилуй!» А потом… Мне один некрещеный мальчик через свою маму сообщил: «Я “Отче наш” уже выучил». Вот это уже движение вперед. Должно быть движение вперед. Поэтому я имел в виду, что человек либо во второй раз уже не придет, либо выдержит и придет, а это значит: началась работа ума. И человек через слух, зрение и обоняние начнет движение к Богу. Это не механически происходит, а только через работу души. А если он с помощью аутогенных тренировок отключит зрение, слух, обоняние, осязание, то ничего с ним не произойдет, так и будет пень пнем. – Но немало людей, которые ходят и десятки лет и при этом так же далеки от Бога, как и в самом начале своего пути. – Да сколько угодно, потому что остановилась работа ума. Дело в том, что христианство – это умное делание. И если остановилась работа ума (а ум – это рабочая сила сердца), в этом смысле и сердце как бы останавливается. Почему «как бы»? Потому что эмоции в нем остаются: зависть, желание властвовать, тщеславие, – все как было, так и есть. Без ума тут ничего не происходит: человек как он есть, так он и есть. – А какова работа ума во время богослужения? – Ум входит в слова молитвы и всех священнодействий, которые тут происходят. – И человек должен внимательно… – Человек никому ничего не должен. Он делает то, что хочет. Если он хочет, – вникает, если он хочет стоять столбом, стоит столбом и воспринимает исключительно эстетический импульс.