Спросил ученик у старца: "Как найти Бога: постом ли, трудом ли, бдением или милостию?" И старец на это отвечал так: "Многие изнурили плоть свою безрассудно и не получили от того пользы. Уста наши дышат постом, мы наизусть изучили Писание, а чего ищет Бог, того не имеем – страха Божия, любви и смирения". В этих словах заключено все христианское благочестие. Надо ли ходить в храм по воскресеньям? Конечно, без этого ничему не научишься. Надо ли поститься? А как же, без поста нет духовной жизни. Надо ли дома молиться? А как же, конечно. Надо каждый день Священное Писание читать? Конечно. Но кто ходит в храм, кто постится, кто знает хорошо Священное Писание, тот еще не христианин. Просто человек всем этим создает условия, на которых может произрасти истинное христианство. А заключается оно в том, что человек достиг, во-первых, страха Божия. Что это значит? Это значит жизнь благоговейная, когда человек боится словом, или мыслью, или делом, или чувством оскорбить Бога; все время об этом помнит; все время живет очень "опасно"; думает, как бы ему не нарушить мира с Богом; все время боится кого-то обидеть, опечалить, боится полениться, сказать грубое слово, рассердиться, позавидовать – и так все время боится, боится, боится. Вот это "боится" и есть страх Божий – боязнь оскорбить Божие величие своей жизнью. Это первое условие, без этого нет христианства. Второе – смирение. Надо обязательно видеть себя хуже всех, ни над кем не превозноситься, никого не учить; не думать, что тебя уничижают; считать, что все, что с тобой происходит, тебе поделом, так тебе и надо. Стараться, как Господь сказал, "кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду". То есть смиряться во всем, всегда и перед всеми. Ну и третье, что уже человеком недостижимо, – любовь. Страх Божий достижим с большим трудом, смирение – еще с бóльшим, а любовь вообще недостижима. Любовь – это всегда дар, который Бог дает тому, кто старается поступать по любви. Что это значит? Это значит все время поступать против своего эгоизма. Например, с кем-то мы повздорили, вышла неприятность. По своему эгоизму хочется нагрубить в ответ, сказать "сам дурак" или не разговаривать с этим человеком. А по любви наоборот: относиться к нему так, как будто ничего вообще не случилось. Пусть он даже тысячу раз не прав, а все равно это все преодолеть. И так поступать всегда и со всеми, прав человек или не прав, хорош он или плох, – всегда по любви, то есть против себя, против своего эгоизма, против себялюбия. Протоиерей Димитрий Смирнов

Теги других блогов: духовность христианство Бог